Юрий Комаров: Об организации Врачебной палаты в Российской Федерации

Экономическое, социальное и национальное возрождение России возможно через раскрытие индивидуальных возможностей и интеллектуально-творческого потенциала каждой личности. Как нам представляется, использование недооцененного и не вовлеченного в процессы модернизации государства интеллектуального потенциала общества, является важнейшей задачей, отвечающей интересам как политической власти, так и самодеятельных корпоративных профессиональных объединений. Формирование условий и предпосылок для развития суверенитета каждого гражданина на основе его профессиональной деятельности - это единственный путь для восстановления исторической преемственности социально-политических процессов создания в стране гражданского общества. В соответствии со статьёй 62 действующих "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", руководителем группы разработчиков которых был один из авторов данной работы, медицинские работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских работников, развития медицинской практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников. Одновременно шла интенсивная работа по изучению и анализу опыта врачебного самоуправления и взаимодействия врачебного сообщества с органами государственной власти в дореволюционной России, а также многолетнего опыта в этом отношении зарубежных стран. Результаты этого анализа регулярно доводились до сведения врачебной общественности и публиковались на страницах "Врачебной газеты" Например, довольно большая работа о зарубежном опыте врачебного самоуправления с анализом целей, задач, направлений и видов деятельности была опубликована в нескольких номерах этой газеты за 2002 год. Важно отметить, что во многих странах наряду с врачебными палатами существуют и медицинские ассоциации (Хорватия, Чехия, Германия, Польша, Словакия, Словения), а в некоторых из них функционируют и другие профессиональные врачебные сообщества : в Германии- Ассоциация частнопрактикующих врачей, Ассоциация врачей, выполняющих гражданские функции- Marburger Bund, Объединение врачей страховых касс, Объединение молодых врачей и студентов и т.д., в Польше- Федерация польских медицинских обществ, в Швеции- помимо медицинской ассоциации имеется Шведское медицинское общество. Существенным отличием этих объединений является членство, в ассоциациях и других обществах- добровольное, в палатах- обязательное, что связано в том числе с лицензированием деятельности врачей, осуществляемым палатами. И хотя некоторые функции различных профессиональных медицинских организаций могут перекрещиваться и даже частично дублироваться, тем не менее врачебные палаты представляют собой более формализованные и структурированные объединения, призванные защищать интересы и права врачей ( в Польше и стоматологов), которые имеют гораздо больший авторитет и вес в обществе и с которыми считаются все властные структуры. При этом специальному изучению подвергся опыт работы врачебных палат в других странах (Германии, Польше, Словакии, Словении и др.) не только по данным публикаций, литературных и официальных источников, но и при непосредственном участии в различных международных форумах и мероприятиях. Это способствовало формированию представления о Врачебной палате как об особой, самостоятельной, независимой, негосударственной организационно- правовой форме активного объединения врачей и последующего развития врачебного самоуправления профессиональной медицинской деятельностью. Исходя из этого чиновники (в хорошем смысле этого слова) от медицины не могут создавать врачебные палаты и входить в их состав. В соответствии с требованиями гражданского общества они должны создать необходимые условия для организации, становления и развития медицинской общественности и с ними должно быть организовано определенное взаимодействие. Такая постановка вопроса справедлива и она характерна для многих развитых стран. Например, на Всегерманском съезде земельных врачебных палат (Кёльн,2003 г.) фрау Фишер, министр здравоохранения земли Северный Рейн-Вестфалия, отвечая на вопрос о разделении полномочий, подчеркнула, что врачебное самоуправление- важнейшая составляющая здравоохранения и задача государственных органов, в том числе Министерства здравоохранения, образно говоря, состоит в создании и оборудовании сцены, где действующими актерами выступают врачи. Однако, наряду со взаимодействием в отношениях между Минздравом и организованным врачебным сообществом могут быть и разногласия и противоречия, поскольку их цели и интересы не всегда совпадают, причем особенно серьезные разногласия могут возникать по вопросам политики, реформирования и финансирования здравоохранения. Например, Федеральное министерство здравоохранения в Германии, в котором занято около 600 сотрудников, пытается усилить контроль за деятельностью и оплатой труда врачей, а Федеральная врачебная палата с её 85 сотрудниками ставит вопрос о повышении качества медицинской помощи с тем, чтобы у политиков не было оснований для контроля за врачами. Самой крупной земельной врачебной палатой является таковая в земле Северный Рейн-Вестфалия, куда входит 45000 врачей, оказывающих помощь почти 9 млн человек. В органе управления занято около 300 служащих, совет состоит из президента, вице-президента и 16 заседателей. В настоящее время в Тверской области на демократической выборной основе при полной поддержке Департамента здравоохранения создана и функционирует первая в стране Тверская областная врачебная палата, поддерживающая тесные контакты с земельными палатами Германии. В связи с этим систематически возникают дискуссии, в которых иногда участвуют и наши зарубежные коллеги, а как создавать Всероссийскую врачебную палату : снизу, т.е. когда спустя несколько лет в большинстве субъектов федерации будут созданы территориальные врачебные палаты, которые изберут свой федеральный орган, или сверху, создав вначале федеральный орган, а затем содействовать территориальным образованиям. Мы полагаем, что эти обсуждения пора прекращать и от слов переходить к делу, а именно- действовать в рамках законов и разработать соответствующий законопроект. Фактически ВВП будет не только представлять интересы врачебного сообщества, но и защищать их. Общественная медицинская организация "Всероссийская Врачебная Палата" (далее "ВВП") по своей организационно-правовой форме будет являться общественным учреждением и создаваться как и другие общественные объединения на основании Закона об общественных объединениях и Гражданского Кодекса РФ (статья 120) для совместной профессиональной деятельности членов ВВП, для защиты общих интересов и достижения целей и задач, приводимых ниже. В то же время ВВП, как организационно-управленческая форма врачебного самоуправления, является частью профессиональной сферы и потому должна войти составной частью в разрабатываемый проект закона "О профессиональной врачебной деятельности", не вступая в противоречия с действующим законодательством. Для решения поставленных задач деятельность ВВП будет осуществляться во взаимодействии с министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, общественными, религиозными и другими организациями, юридическими и физическими лицами. Фактически ВВП явится, как отмечалось, важной составной частью системы государственно-общественного управления здравоохранением и одним из элементов гражданского общества в стране. ВВП в своей деятельности будет руководствоваться принципами милосердия, гуманизма, демократии, доверительности и равноправия своих членов, законности, гласности, учета общественного мнения о результатах своей деятельности, опираясь на поддержку общественного актива, государственных и предпринимательских структур. Бюджет ВВП будет формироваться из вступительных и ежегодных взносов, а также в результате других, разрешенных законом видов деятельности. Так, бюджет Немецкой врачебной палаты (НВП) на 80% состоит из членских взносов, куда врачи отчисляют примерно 0.7% от своих годовых доходов, еще 10% дают поступления от издательского дома, остальные- оплата за сертификацию, за контроль качества, за участие во внешних проектах и т.д. От правительства НВП ничего не получает. Правительство оплачивает обучение специалистов, не входящих в НВП, например, физиотерапевтов, медсестер и др. Бюджет земельных палат утверждается земельным съездом врачей и составляет в среднем 35-40 евро на каждого врача, а бюджет федеральной палаты утверждает съезд всех врачей страны. Кстати, на территории земель помимо крупных палат врачей имеются также самостоятельные палаты провизоров, стоматологов, ветеринаров. Это нам полезно будет учесть при дальнейшем развитии общественного медицинского движения, хотя по нашим меркам стоматологи являются врачами и они должны войти в состав врачебных палат. На следующий год бюджет НВП составляет 13 млн евро, из которых на ведение дел и содержание аппарата можно потратить не более 3.5%. Польская палата врачей и стоматологов, также как и Американская медицинская ассоциация, помимо взносов, получает дополнительные средства в результате лицензионной и издательской деятельности; Норвежская медицинская ассоциация, которая как и Врачебная палата Словении имеет собственный институт здоровья и здравоохранения, дополнительно получает бюджетные средства на последипломное усовершенствование и специализацию врачей и т.д. Основными целями ВВП будут служить активная интеграция широкой врачебной общественности в осуществление государственной политики в области охраны здоровья и непосредственно в процессы управления здравоохранением, содействие осуществлению эффективной профессиональной деятельности врачебного персонала учреждений здравоохранения с любой формой собственности и индивидуально-практикующих врачей, направленной на совершенствование здравоохранения, развитие профессионального самоуправления и восстановление высокого гражданского и экономического статуса врачебной профессии в Российской Федерации. Главными направлениями деятельности и задачами ВВП являются: 1.Защита прав и профессиональных интересов врачей- членов ВВП -разработка соответствующих проектов законов о профессиональной медицинской деятельности и врачебном самоуправлении и их продвижение в Федеральном собрании -защита прав и интересов врачей при общении с пациентами, третьими лицами и в суде, создание собственной адвокатуры или юридического бюро -доработка проекта закона о правах пациентов и его продвижение в Федеральном собрании -создание медицинского негосударственного пенсионного фонда для дополнительного пенсионного обеспечения и оказания поддержки врачам- пенсионерам -создание медицинского банка и некоммерческого фонда поддержки врачей и их семей, молодых врачей с возрождением наставничества, учреждение именных стипендий -становление и развитие страховой организации для страхования профессионального врачебного риска с ответственностью и без ответственности -проведение независимой и негосударственной медицинской экспертизы на досудебном уровне или по решению суда при возникновении страхового случая -проведение анализа усталости врачей (синдрома перегорания) с выдачей необходимых рекомендаций -организация собственных профилактических и клинических баз для оздоровления врачей, проведения необходимых исследований, отработки проблем улучшения качества медицинской помощи -отстаивание интересов врачей при составлении тарифных и договорных соглашений, определении стоимости медицинских услуг, порядка и размеров оплаты труда -помощь врачам в трудоустройстве, участие ( возможно руководство конкурсными комиссиями) в назначениях на должность руководящих кадров здравоохранения и освобождении от нее -поддержка российских врачей, работающих в других странах -всемерное содействие повышению престижа врачебной деятельности, ее общественной, политической и экономической значимости 2.Становление врачебного самоуправления профессиональной медицинской деятельностью -участие в формировании кадровой политики и политики в области высшего медицинского образования (додипломного и последипломного) на всех уровнях -организация последипломного и непрерывного медицинского образования и его оплата за счет средств государственного и местного бюджетов -формирование последипломных образовательных стандартов -установление перечня врачебных специальностей с соответствующими определениями и классификационными характеристиками, а также перечня возможных специализаций -формирование этической и деонтологической политики в стране -обеспечение высокого уровня профессионализма и высокого уровня качества медицинской помощи путем рекомендаций (и разработок) новых технологий, руководств и протоколов ведения пациентов, а также путем обучения на специальных семинарах и курсах -организация и проведение лицензирования врачей, сертификации, регистрации и перерегистрации, участие в аккредитации медицинских учреждений -координация и упорядочение правил профессионального поведения, контроль за врачебными ошибками с их мониторингом и анализом, определение врачей, нуждающихся в повышении квалификации, усовершенствовании, специализации, перепрофилизации -поддержание должного уровня профессиональной дисциплины, осуществление врачебного суда ( по типу суда чести) по делу профессиональной ответственности врачей -ведение и пополнение реестра врачей - членов ВВП -создание собственного Национального института политики охраны здоровья с учебными базами - информационное обеспечение профессиональной медицинской деятельности, создание и содействие работы Медицинского информационно- издательского дома и межкомпьютерных сетей для обеспечения врачей необходимой информацией и обмена опытом -создание библиотеки, читального зала, организация Пироговских чтений -организация сотрудничества с научными обществами, высшими учебными заведениями и научно- исследовательскими центрами -организация и проведение выставок, конференций, семинаров -организация международного сотрудничества по вопросам профессиональной медицинской деятельности -учреждение ряда профессиональных наград, знаков отличия, символов и т.д. 3.Участие в становлении и развитии системы государственно- общественного управления здравоохранением -развитие совершенствование соответствующей Концепции и программы ее реализации -участие в работе органов здравоохранения разных уровней, их коллегий и советов -участие в определении стратегии реформирования здравоохранения, в развитии общественного здравоохранения, разработке и реализации доктрины развития здравоохранения в новых социально-экономических условиях, федеральных, отраслевых и региональных программ медицинского назначения -участие в контроле за лекарственным рынком и за побочным действием лекарств, в их экспертизе -участие в международных проектах по проблемам здравоохранения и медицинской науки и мероприятиях медицинского характера -участие в широкой разъяснительной и профилактической работе, в подготовке руководящих и других врачебных кадров 4.Участие в обсуждении и решении государственных вопросов в области здоровья и здравоохранения -участие в работе президентских, парламентских и правительственных комитетов и комиссий, затрагивающих вопросы охраны здоровья и здравоохранения -участие в разработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья, в решении проблем здоровья населения и медико-демографических проблем -участие (разработка) в подготовке, обсуждении, принятии проектов законов и других нормативно- регулирующих актов в сфере охраны здоровья, во внесении изменений, дополнений и поправок в действующее законодательство -организация экспертных заключений, в том числе в решении государственных вопросов в области охраны здоровья и здравоохранения -взаимодействие с органами власти на всех уровнях, органами управления здравоохранением, политическими и другими организациями, профсоюзами для обеспечения решения изложенных задач. Перечисленные направления деятельности и задачи будут развертываться в ВВП по мере готовности общественного учреждения к их выполнению, по мере передачи их ВВП с соответствующим финансовым, структурным и кадровым обеспечением. ВВП своей деятельностью будет содействовать консолидации усилий государственных, общественных, религиозных, коммерческих и негосударственных отечественных и зарубежных организаций, граждан, стремящихся внести вклад в решение проблем охраны здоровья и здравоохранения России, участвующих в осуществлении социальных программ; При этом обеспечение прав врачей и защита их интересов не нарушают права профсоюза медицинских работников. ВВП явится корпоративной организацией, предназначенной для профессиональной защиты врача как профессионала и в своей деятельности в этом направлении руководствуется Гражданским кодексом, Административным кодексом и Уголовным кодексом. Задачи профсоюза состоят в защите профессиональных (трудовых) интересов специалиста, как наемного работника, и в этой деятельности профсоюз руководствуется КзоТ Для решения основных целей и задач ВВП имеет право: - осуществлять научную, образовательную, редакционно-издательскую, рекламную, учебно-методическую, лекционную и просветительскую деятельность, организует выпуск кино-, фото-, теле-, аудио- и видеопродукции (в соответствии с законодательством о средствах массовой информации); - организовывать и проводить съезды, пленумы, конференции, симпозиумы, выставки, семинары, лотереи, аукционы в установленном законом порядке; - устанавливать стипендии для учебной, исследовательской и творческой деятельности в рамках уставных задач; - осуществлять общественную экспертизу законодательства в области охраны здоровья, программ развития здравоохранения, медицинской науки и образования, проектов модернизации систем и механизмов финансирования здравоохранения; - оказывать консультативные услуги, проводить медицинскую и правовую экспертизу, выступать в качестве защитника корпоративных интересов врачей - выполнять целевые разработки в различных областях медицины, здравоохранения и экологии по отдельным заказам с подготовкой конкретных материалов, заключений и рекомендаций; - взаимодействовать с российскими, зарубежными и международными организациями, общественными и корпоративными медицинскими объединениями, благотворительными фондами, экологическими движениями, участвовать в работе международных съездов, конгрессов, конференций, создавать отделения, представительства и филиалы в Российской Федерации и иностранных государствах, способствовать обмену специалистами и их трудоустройству, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями, вступать в международные общественные объединения, имеющие сходные цели и задачи, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений; - осуществлять благотворительную деятельность в сфере здравоохранения, пропагандировать идеи добра, милосердия и справедливости; - осуществлять другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству для общественных объединений. по обязательствам ВВП. Для достижения своих уставных целей и реализации задач, вытекающих из этих целей, ВВП вправе осуществлять медицинскую, предпринимательскую, консультативно- экспертную и внешнеэкономическую деятельность, создавать медицинские, научные и учебные учреждения, хозяйственные товарищества, общества, фонды, страховые организации, банки и иные хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности ВВП не могут перераспределяться между ее членами (участниками) и используются исключительно для достижения уставных целей и задач. Членами ВВП будут являться врачи - физические лица, граждане Российской Федерации (членство врачей может быть обязательным или условно-добровольным, т.к. со временем ВВП будет выдавать лицензию на право заниматься врачебной деятельностью), а также врачебные профессиональные общественные объединения - юридические лица, заинтересованные в совместном осуществлении целей и задач ВВП и поддерживающие ее материально. Члены ВВП - физические и юридические лица - будут наделены равными правами и нести равные обязанности в соответствии с целями и задачами ВВП. Члены ВВП получат право: - избирать и быть избранными в руководящие и контрольные органы ВВП; - избирать и быть избранными при наличии высокой квалификации, авторитета, опыта профессорско-преподавательской работы или стажа работы не менее 7 лет во врачебные суды и экспертные комиссии ВВП - принимать участие во всех мероприятиях, проводимых ВВП; - пользоваться в определенном Правлением ВВП порядке объектами социально-бытового, медицинского и культурного назначения и другим имуществом ВВП; - пользоваться помощью ВВП в трудоустройстве, по вопросам повышения профессиональной квалификации и создания условий для выполнения профессиональной деятельности - пользоваться правовой поддержкой ВВП и соответствующей юридической помощью, социальной и материальной помощью, оказываемой нуждающимся членам ВВП - пользоваться всеми возможностями поддержки молодых врачей и врачей- пенсионеров - пользоваться банком данных (информацией) ВВП, ее методическими разработками, возможностями полиграфической базы; - получать информационные материалы о деятельности ВВП, публиковать материалы в издаваемых ВВП трудах и СМИ. - участвовать в конференциях, семинарах и других мероприятиях ВВП Члены ВВП будут обязаны: - выполнять требования действующего законодательства и решения руководящих органов ВВП; - оказывать содействие ВВП в реализации ее целей и задач; - не совершать действий, могущих нанести ущерб престижу и имуществу ВВП; - уплачивать вступительные и ежегодные членские взносы; - соблюдать в своей деятельности этические и деонтологические нормы и требования, а также решения ВВП, положения клятвы Гиппократа и Медико-социальной Хартии Российской Федерации, соблюдать действующее законодательство и постановления органов власти. Исключение из числа членов ВВП наступает в случае: а) выбытия ( смерти, отречения от права врачебной деятельности) б) запрещения заниматься врачебной деятельностью -на основании судебного приговора -по решению врачебного суда чести ( возможно на определенный срок) -в виду неспособности выполнять врачебные функции в) переезда в другую страну, а также в случае нарушения членом законодательства или Устава ВВП, или же совершения действий, порочащих звание члена ВВП. г) нежелания оставаться членом ВВП Решение об исключении члена из ВВП принимается, как правило, тем органом, который осуществил прием в ВВП, или непосредственно Правлением ВВП. При выходе из состава ВВП членские и вступительные взносы не возвращаются, как и имущество, переданное ВВП. Порядок лишения права заниматься врачебной деятельностью определяется соответствующим законодательством. В реестровый список вносятся врачи - члены ВВП : а) имеющие право работать по специальности, б) соответствующие профессиональным требованиям, в) разделяющие основные положения Медико-социальной хартии и Устава ВВП г) готовые принять активное участие в их реализации, д) состоящие в одном из региональных отделений ВВП и платящие членские взносы. В соответствии с разрабатываемым проектом закона "О профессиональной врачебной деятельности" органы власти и учреждения, где работает врач-член ВВП, не смогут без согласования с ВВП лишить врача места работы, ухудшить условия и оплату его труда, нанести ему иные действия, ущемляющие права врача и членов его семьи. Для обеспечения эффективной работы Врачебной палаты будет создана её структура, состоящая из нескольких уровней, комитетов, комиссий и других подразделений. По уровням Врачебная палата Российской федерации будет подразделяться на Федеральную врачебную палату, вырабатывающую стратегические решения по всем вопросам врачебного самоуправления и всем направлениям своей деятельности, решающую плановые и вновь возникающие задачи на федеральном уровне и координирующую функционирование всех остальных врачебных палат, и региональные (территориальные) врачебные палаты, занимающиеся конкретными практическими вопросами профессиональной медицинской деятельности на местах. Таким образом, основой организационной структуры ВВП явятся ее региональные отделения, представительства и филиалы (РО ВВП), осуществляющие свою деятельность на основании своих уставов, положений и доверенности. РО ВВП образуют врачи, избранные на региональных съездах врачей и внесенные в реестр членов ВВП. Среди крупных подразделений, которые будут задействованы под эгидой ВВП, постепенно будут организовываться Медицинский информационно-издательский дом, Страховая медицинская организация по страхованию профессиональной ответственности врачей, Медицинский негосударственный пенсионный фонд, Медицинский банк, Медицинский фонд поддержки нуждающихся врачей и обеспечения последипломного и непрерывного образования врачей, Национальный институт политики здоровья и здравоохранения с учебной базой, Медицинский клинико-оздоровительный центр для оказания врачам необходимой помощи и другие. Высшим органом ВВП будет служить съезд врачей. Съезд, Правление, Ревизионная комиссия правомочны принимать решения, если в их работе принимает участие более половины избранных делегатов, членов этих органов. Решения принимаются простым большинством голосов. Правление может определять содержание деятельности ВВП, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями, поскольку собственниками имущества являются учредители. www.nasledie.ru viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован