02 декабря 1999
1035

В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Андрей Васильев, главный редактор газеты `Коммерсантъ`, 02.12.1999

ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Сегодня многие издания публикуют итоги последнего опроса общественного мнения, который провел фонд "Общественное мнение". Эти результаты многими расцениваются, как сенсационные. Блок "Единство" или "Медведь", созданный Сергеем Шойгу при помощи Кремля, как пишет пресса, буквально 1,5-2 месяца назад, неожиданно вышел на второе место (после коммунистической партии). Сейчас за "Единство" готовы проголосовать 14% избирателей. "Коммерсант", как и многие другие СМИ, регулярно публикует предвыборные рейтинги со ссылкой на то или иное специализирующееся агентство. Мы можем видеть определенную тенденцию, что, например, рейтинг "Отечества - Всей России" снижается, судя по этим данным. А рейтинг "Медведя", Сергея Шойгу, растет. Ваше личное мнение, Андрей. Как Вы относитесь к подобного рода рейтингам? Мы ведь переживаем, сейчас, в новой России уже не первые выборы, и перед каждым голосованием проводятся подобные опросы. Наверное, у нас с Вами уже есть опыт
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Можно назвать это моим личным или должностным мнением, но "Коммерсант" чаще всего не публикует рейтингов. Можно считать, что так я высказал свое мнение о них. Мне больше нравилось публиковать декларации о доходах, которые нам любезно предоставлял ЦИК. Это с увлечением (я надеюсь) читали наши читатели. Что касается рейтингов, я хочу выразить свой здоровый скепсис по поводу рейтингов вообще и стремительного роста рейтинга "Единства" в частности. Это у нас принято называть политическими технологиями: как сделать так, чтобы рейтинг рос или падал. Это бывает. Но, по существу, мне кажется, что рост популярности "Единства" объясняется тем, что эта партия позиционирована относительно грамотно.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Она четко заявила, кого она поддерживает, на чьей стороне
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Во-первых, она заявила вовремя. Во-вторых, правильный человек. Всегда в народе есть сочувствие к людям, которые кого-то спасают. В-третьих, достаточно вовремя ее поддержал Путин. И вообще, любовь к той или иной партии у нас в стране основана на любви к какому-то конкретному человеку.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы упомянули о декларациях о доходах различных партий и блоков, которые публикует газета "Коммерсант". Я думаю, что те, кто внимательно вчитывались в эти декларации (я тоже просматривал их достаточно внимательно), смогли обратить внимание на то, каким бы ни было название политического блока или партии, декларации его лидеров во многом похожи. Оказывается, что по официальным декларациям все эти люди (неважно, какой пост они занимают - 10 лет работают в Госдуме или 8 лет на посту министра) - это очень бедные, почти нищие люди, у которых ничего нет. И здесь, наверное, наше с Вами отношение, как к декларациям этих людей, так и к предвыборным рейтингам, похоже.
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Вы знаете, тоже очень интересная вещь. Когда мы стали публиковать эти декларации, мы заинтересовались этим вопросом. Да, Вы абсолютно правы: когда идет партия, там идет какая-то тотальная бедность. При том, что существуют имиджмейкеры, которые получают очень немаленькие деньги. Они должны были сказать своим партиям, что сейчас модно. Сейчас, скажем, немодно быть бедным. А если мы посмотрим на декларации одномандатников, то там совсем другая картина. Какие-то люди типа Бориса Абрамовича Березовского или Романа Аркадьевича Абрамовича заявляют очень приличные деньги. Я не говорю, правда это или неправда. Объявлена сумма, с нее заплачены действительно большие налоги. Когда человек идет один, то ему приходится думать о себе: кто он такой в этом регионе и как он будет смотреться. И надо сказать, когда Роман Аркадьевич Абрамович приехал в Якутию, туда выгоднее было приехать богатым человеком, чем бедным.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Чтобы иметь основания оказать реальную помощь людям?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Конечно. У нас в стране уже было так много бедного начальства, что это становится скучно, это непопулярно. Поэтому как раз наблюдается какая-то другая тенденция.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Кстати, некоторое время назад мы в прямом эфире, в рамках программы "Рикошет" проводили опрос наших слушателей. Если не ошибаюсь, высказалось более 3 тыс. чел., и из них примерно 70% выступили за то, что они скорее проголосуют за богатого кандидата в депутаты, чем за бедного человека. Здесь как раз совпадение с тем, что Вы говорите.
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Такова политическая конъюнктура. Это действительно так. Надоели эти бедные министры, бедные депутаты, слова про "Москвич", который гнилой стоит в гараже. Это скучно: у всех есть телевизор, благосостояние выросло (сначала, в 30-е годы, в деревни привезли радиоточки, а сейчас телевизор есть у всех), и все видят лица народных избранников, их галстуки, рубашки, костюмы.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Но ближе всех потенциальных кандидатов видят все-таки журналисты. Во второй части нашей беседы мы поговорим о том, как в преддверии нынешних выборов позиционируют себя СМИ.
-
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - В первой части беседы мы затронули тему рейтингов, которые в большом количестве появляются перед выборами, и о том, что у некоторых партий рейтинги неожиданно растут, у других неожиданно падают. По поводу роста: ведь можно найти разные объяснения. Возьмем того же "Медведя". С одной стороны, и премьер Путин сказал, что он поддерживает этих ребят. С другой стороны, здесь и мы (журналисты, наши коллеги) во многом этому способствуем. Не секрет, что на центральном канале телевидения практически в каждом выпуске новостей рассказывается о предвыборных поездках то одного, то другого, то третьего лидера того же блока "Медведь". Насколько Вы считаете такую позицию СМИ сегодня, в такой непростой политической ситуации, оправданной?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Я немножко знаю предвыборные поездки, и я даже не уверен, хорошо это или плохо - рассказывать про предвыборные поездки лидеров партий. Это зрелище на самом деле довольно смешное и не рекламное, чаще всего. Что греха таить, наши лидеры, особенно новые, потенциальные, не умеют вести себя на публике.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть, если раскручиваться, надо это делать иначе?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Наверное, это наука. "Искусство" - громко сказано, а наука - точно. Скорее, это грамота. То есть должна быть грамота, а политической грамоты у нас в стране пока немного.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Это одна сторона проблемы. Вторая: вполне конкретное СМИ, которое охватывает всю страну, совершенно однозначно занимает промедведевскую позицию. Здесь мог быть не "Медведь", а какое-то другое политическое объединение: "Союз правых сил", "Яблоко", коммунистическая партия. Но сам тот факт, что СМИ работает на одну партию?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Я не могу сказать, что я пристально слежу (Вы имеете в виду первый канал, да?), честно говоря, я больше предпочитаю новости НТВ. Но если это так, как Вы говорите, то это плохо. Я считаю, что СМИ, какое бы оно ни было, кто бы ни был его владельцем, не должно поддерживать какую-то одну партию. Причем это неправильно с точки зрения как политической, так и эстетической. Для меня это очень большая проблема. Я, как любой человек, имею какие-то симпатии, антипатии, и мне хочется их перекинуть на страницу подведомственного издания. Я должен следить за собой, чтобы не было какого-то крена. Наверное, я скажу сейчас смешное слово: "журналистское достоинство". Собственно, я понял Ваш намек, но не в ходу такой товар сейчас, особенно перед выборами. Но какие-то заповедные зоны все-таки должны быть.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - А может быть, это и неплохо? Вспомним, что в западных странах многие СМИ не скрывают своей ориентации. Например, общеизвестно, что одна из крупнейших газет "Нью-Йорк Таймс" близка к республиканцам. В Великобритании "Таймс" близка к консервативной партии. Газета "Коммерсант" действительно считается одним из самых влиятельных изданий в нашей стране. Возможно, многие люди, которые читают вашу газету, сейчас, накануне выборов, оказалась на распутье: за кого проголосовать, кого поддержать. Причем наши СМИ читают и слушают люди состоятельные. Поддержать могут не только своим голосом, а и деньгами. Может быть, им хотелось бы найти на страницах газеты "Коммерсант" или в эфире радио "Эхо Москвы" совет, рекомендацию, как поступить?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - "Коммерсант" на самом деле не массовое издание. То есть его целеполагание достаточно узкое. Я не верю, что те люди, которые читают "Коммерсант" (в основном), действительно могут прислушиваться к совету газеты.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Они самостоятельные люди?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Да, достаточно самостоятельные. В этом смысле телевидение - гораздо более сильный инструмент, захватывает гораздо более широкий спектр людей, и очень много несамостоятельных людей. Там можно чему-то научить, посоветовать или "промыть мозги". С помощью "Коммерсанта" "промывать мозги" не получится никому, как бы мне этого, например, ни хотелось. Остается только информировать о том, что происходит. Я считаю, что наша газета - не коллективный пропагандист, агитатор или организатор. Кстати, мне очень не нравится название "Единство", потому что оно очень напоминает мне единство партии и народа. А я не люблю проявления единства. У нас в стране действительно молодая демократия. Если "Нью-Йорк Таймс" может лоббировать какие-то политические интересы, и это нормально, то в нашей стране с молодой демократией, если какая-то газета лоббирует какие-то политические интересы, - пока этого нельзя. Пока надо быть честным, еще лет 10, скажем. Потом уже можно быть нечестным, и это будет нормально, это не будет катастрофично для страны. Это относится ко всем СМИ.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Андрей, у Вас в газете есть рубрика, которая называется "Прямая речь". А сейчас мой вопрос Вам. Раз "Коммерсант" редко публикует социологические опросы, то какой Ваш прогноз как главного редактора, человека, который живет всей этой политической жизнью, - как приблизительно распределятся силы по итогам парламентских выборов?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - На первом месте, конечно, будут коммунисты. Как это ни неприятно мне, но это медицинский факт. Думаю, что очень неплохие позиции будут у "Отечества - Всей России". Хотя мне действительно очень не нравятся как политики Юрий Михайлович Лужков и Евгений Максимович Примаков, но у них будут неплохие позиции. По сравнению с прошлым раскладом очень упадет партия Жириновского. Невысоко я расцениваю шансы правых сил. Не потому, что люди плохие. Люди, кстати, очень симпатичные, но очень неправильно ведется их кампания, на мой взгляд. "Единство" - где-то 10%.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - "Яблоко"?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Примерно столько же.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Новая Дума претерпит серьезные изменения по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, последние несколько недель?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Я бы очень хотел, чтобы она претерпела серьезные изменения не в смысле того, чьих голосов будет больше, а чтобы Дума как-то опомнилась. Сейчас это напоминает какой-то кооператив по пошиву меховых кепок.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть разумный и прагматичный орган?
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - Хотя бы в какой-то степени разумный. Вчера, например, они приняли закон о том, что нельзя издеваться над животными. Только они там не учли беспозвоночных, то есть над вшами можно издеваться. По-моему, это смешно. Смешно и про эти 400 долларов зарплаты. Может, когда-нибудь мы все-таки доживем, что люди будут ходить туда действительно на работу.
ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ - Посмотрим, осталось совсем немного времени, выборы ожидают нас 19 декабря.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был шеф издательского дома "Коммерсант" Андрей Васильев.


02.12.1999
http://www.echo.msk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован