Эксклюзив
Кокарев Константин Анатольевич
11 февраля 2016
6153

О российско-китайском сотрудничестве в реализации трансконтинентальных проектов

Сотрудничество на российско-китайском треке имеет хорошую основу

Появление концепций Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) вызвано объективными обстоятельствами внутреннего развития России, ее соседей на постсоветском пространстве, Китая, а также особенностями региональной и глобальной ситуации, складывающейся в условиях формирования полицентричного мира.

ЕАЭС призван  консолидировать усилия объединившихся государств в интересах  стабилизации и ускоренного развития их экономик, используя для этого имеющиеся у них богатый ресурсный потенциал и накопленный опыт сотрудничества. Важной целью Союза является формирование  гармоничной социальной среды на основе создания благоприятных условий для жизни и деятельности населения.

Следует отметить, что идея создания ЕАЭС, впервые озвученная в 2011 году, вызвала резко негативную реакцию  со стороны США и их союзников. Причина этого, по-видимому, состоит в нежелании Вашингтона видеть формирующийся миропорядок, в котором другие государства будут способны строить свою судьбу по собственному выбору, располагать правом и возможностями реально не соглашаться с американскими ценностями и противодействовать безоговорочному подчинению инструкциям Белого дома. Этим объясняется поведение Соединенных Штатов на Украине, а также в других республиках бывшего Советского Союза, где американцы стремятся использовать всякую возможность для оказания влияния на политико-формирующие структуры в своих интересах. По нашему мнению, такая позиция США носит базовый характер и относится не только к России, ее ближайшим соседям, но и ко многим  другим субъектам международной жизни.

Здесь важно подчеркнуть, что Россия и Китай выступают категорически против давления на другие  государства, в том числе путем односторонних санкций, силовых методов, применения двойных стандартов и, тем более, попыток устранения законных правительств незаконными способами. Такое взаимопонимание между нашими странами имеет особую важность и в совместной работе по крупным международным проектам.

Россия приветствовала инициативу Китая о создании Экономического пояса Шёлкового пути как  важное направление развития торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в регионе, положительно оценив готовность КНР учитывать российские интересы в ходе разработки и реализации  проекта.

Как известно, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в мае 2015 года Россия и Китай существенно продвинулись в укреплении двустороннего геополитического,  экономического и торгово-финансового сотрудничества, подписав в этих целях целый ряд  документов. Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП является одним из наиболее важных документов. Оно предусматривает совместную деятельность по формированию среды, условий и механизмов в интересах взаимовыгодного  развития сторон при реализации указанных проектов.

В частности, по завершении необходимой подготовительной работы предполагается заключить Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве и далее вести дело  к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. Мы полагаем, что в проработке конкретных  предложений по реализации проектов  особая ответственность должна лежать на экспертном сообществе наших государств с тем, чтобы были  учтены коренные национальные интересы и задачи успешного развития сторон.

Следует заметить, что сопряжение строительства ЕАЭС и ЭПШП необходимо не только потому, что этого требуют экономические соображения, но и в силу особенностей влияния историко-культурного опыта стран-членов ЕАЭС и Китая, их оценок состояния и перспектив собственного развития в контексте региональных и глобальных перемен.

На наш взгляд, основные  предложения по координации двух проектов должны, прежде всего,   соответствовать практическим усилиям сторон по дальнейшему развитию уже сложившегося  взаимовыгодного сотрудничества по «углублению всеобъемлющего партнерства и  стратегического взаимодействия» между Россией и Китаем. Важно, чтобы они стимулировали выявление новых возможностей экономического роста, способствовали укреплению конкурентных преимуществ стран-участниц, повышали уровень региональной безопасности.

И здесь главные усилия предполагается сосредоточить на развитии и совершенствовании  торгово-инвестиционного  взаимодействии, двусторонней торговли, региональной транспортно-логистической системы, а также на создании инфраструктуры в интересах реализации совместных проектов, в том числе трансграничных зон экономического сотрудничества. К примеру, осуществление китайского «Плана взаимодействия в нефтегазовой сфере с Россией и странами Центральной Азии», интегрированного в проект ЭПШП, должно быть, безусловно, экономически и политически выгодно странам-членам ЕАЭС  и Китаю.

Весьма важным направлением сопряжения должно стать создание благоприятных условий для роста малых и средних предприятий, развития производственной кооперации и углубления региональных производственных связей. В этой связи, на наш взгляд, большое значение имеет ряд конкретных инициатив. Среди них – создание Совета сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, участие Китая в проектах на территориях  опережающего развития на российском Дальнем Востоке, углубление взаимодействия между регионами Приволжского федерального округа и верхнего, среднего течения реки Янцзы и др. В рамках сопряжения мегапроектов стороны  предполагают осуществлять дальнейшее увеличение  расчетов  в национальной валютах, использовать валютные свопы, укреплять сотрудничество в области экспортного кредитования, страхования, проектного и торгового финансирования.

В целом, сотрудничество на российско-китайском треке имеет под собой хорошую основу. С 2010 года КНР является крупнейшим торговым партнером России. И хотя в истекшем году по причине ряда неблагоприятных внутренних и внешних условий произошло снижение почти на 30%  российско-китайского товарооборота, тем не менее стороны намерены наращивать усилия по реализации проектов в энергетической сфере, высокотехнологичных отраслях, включая космос, авиастроение, атомную энергетику, военно-техническое сотрудничество. В июне 2015 года на заседании Российско-Китайской межправительственной комиссии по инвестиционному  сотрудничеству были утверждены 58 крупных совместных инвестиционных проектов. Готовится к подписанию Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, которые  перемещаются через  таможенные границы ЕАЭС и КНР.

Важно отметить, что реализация мер по сопряжению строительства «экономического союза»  и «экономического пояса» предусматривает совместную работу не только в двустороннем формате, но и на многосторонних площадках, прежде всего в рамках ШОС, а также координацию действий с другими международными структурами.

По нашему мнению, непременным условием успешного осуществления указанных планов является сохранение региональной стабильности и безопасности. Поэтому в совместном заявлении России и Китая об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, подписанного также в мае 2015 года, стороны призвали отстаивать принцип неделимости безопасности, всемерно развивать сотрудничество в этой сфере, в том числе противодействовать использованию информационных и телекоммуникационных технологий для вмешательства  во внутренние дела государств и подрыва их политической и социальной стабильности. Это в очередной раз было подчеркнуто во время декабрьского (2015 г.) визита российского премьера Д.Медведева в Китай для участия в 20-й регулярной встрече глав правительств России и КНР.

Мы полагаем, что тесная координации строительства Евразийского экономического союза и  Экономического пояса Шелкового пути имеет важный политический смысл еще и потому, что она осуществляется в период формирования, по существу, нового мирового порядка и новых правил международных торгово-экономических отношений. Качество и результаты взаимодействия России и Китая по указанным проектам должны способствовать укреплению международной безопасности и успешному продвижению интересов наших стран в сложных региональных и  глобальных процессах.

Константин Анатольевич Кокарев
Группа советников директора
главный советник РИСИ
доктор исторических наук
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован