Эксклюзив
Кокарев Константин Анатольевич
08 октября 2015
6418

«Новая» внешняя политика Китая

В Поднебесной подтверждают свою решительную поддержку многополярности

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в США в сентябре 2015 года был примечателен тем, что китайский руководитель с трибуны Генеральной ассамблеи ООН объявил о так называемой «новой» внешней политике Китая, отражающей, по его словам,  «политику крупного государства с китайской спецификой». Одновременно  прозвучало и предложение главам государств и правительств перейти к международным отношениям «нового типа», «в основании которых должны находиться сотрудничество и взаимный выигрыш».  В Пекине особо подчеркнули, что  «именно Китай первым из государств мира выступил с подобным предложением». «Новизна» же здесь заключается, главным образом,  в акцентах, которые китайская сторона  предлагает расставлять  в  осуществлении внешнеполитической деятельности и некоторых предложенных инициативах Пекина.

Так,  КНР, согласно «новой политике»,  твердо берет ориентир на выстраивание с другими государствами партнерских отношений на основе равенства и взаимного уважения, исходя из понимания того, что  «только совместное развитие является истинным развитием».  Принцип суверенитета, в трактовке Си Цзиньпина,  должен не только исключать агрессию и вмешательство во внутренние дела другого государства, но и «поддерживать право любого государства самостоятельно выбирать свой общественный строй,  а его практика социально-экономического развития  должна  пользоваться уважительным отношением со стороны внешних партнеров».

Китай подтверждает  свою решительную поддержку многополярности и отвергает «однополюсность» в структуре глобальных отношений, ориентируясь при этом в своих связях с партнерами на так называемый «выигрыш», причем выигрыш, в трактовке китайцев, может быть «двусторонним, многосторонним и общим». Идея Пекина заключается в том, чтобы в итоге выстроить некие «глобальные партнерские отношения», в которых межгосударственные консультации должны стать «важным способом управления современными международными делами». На этой основе Пекин призывает к гармоничному «соразвитию и взаимообогащению  разных цивилизаций, в отношениях между которыми должен быть диалог, а не бойкот, обмен ценностями, а не их подмена».

Немаловажными являются предложения Китая и в области безопасности. Их суть заключается в участии всех стран в формировании безопасной внешней среды, отвечающей интересам их благополучия и устойчивого развития. Си Цзиньпин заявил, что в условиях экономической глобализации вопросы безопасности всех  государств  тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, и «сегодня не существует страны, которая могла бы в одиночку обеспечить свою полную безопасность или гарантировать собственную стабильность за счет нестабильности другого государства».

Развивая эту мысль, китайский лидер  сделал упор на необходимость последовательного повышения роли ООН и Совета Безопасности в вопросах обеспечении мира, для чего предложил,  наряду с усилением политико-дипломатического направления в деятельности организации, укрепить ее силовую компоненту. В связи с этим, Си Цзиньпин объявил о решении Китая на десятилетний период учредить так называемый  «фонд мира и развития Китай – ООН», выделив на нужды Организации Объединенных Наций один  миллиард долларов.[1]  Кроме этого, Китай решил присоединиться к «новому механизму сил ООН по защите мира» и создать специальное воинское формирование в количестве 8 тысяч человек, которое при необходимости может быть использовано  в миротворческих целях по линии ООН.

В дополнение к этому, Китай в течение пяти лет выделит Организации африканских государств   100 млн долл  в качестве поддержки  регулярных войск африканских государств и сил быстрого реагирования для их   применения в кризисных ситуациях. Столь пристальный интерес Пекина к африканскому континенту, видимо, не в последнюю очередь объясняется стремлением обезопасить рынки, трудовые ресурсы и капиталы, особенно с учетом планируемого их существенного увеличения   в африканских государствах.

В этой связи, на наш взгляд, являлись бы желательными пояснения  китайской стороны относительно ее прежних заявлений, сделанных в Шанхае на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии в мае 2014 года. Там, в частности, говорилось  о том, что «азиатские дела и проблемы безопасности должны решаться азиатами». Видимо, следует понимать, что данный подход получил в Нью-Йорке новое развитие, допускающее  как активное участие Китая во  внерегиональных делах,  так и участие  других государств  в решении азиатских проблем, включая тему безопасности. Вероятность такого предположения косвенно подтверждают итоги состоявшихся в США сентябрьских китайско-американских переговоров.

В ходе мероприятий в рамках сессии генассамблеи Си Цзиньпин также объявил  и о некоторых других инициативах. В частности, о создании «фонда поддержки  Юг-Юг», об увеличении инвестиций в наименее развитые страны, об освобождении слабо развитых  стран от уплаты оставшегося до конца 2015 года долга по беспроцентным кредитам Китая.

Оригинальной представляется  декларация о стремлении к таким общим «перспективам развития, которые  содержат открытость, инновации и гуманистические отношения». Китайский лидер констатировал, что «с помощью рынка, лишенного морали, трудно добиться  процветания в мировом развитии». И с этим трудно не согласиться. По его образному выражению, необходимо «грамотно использовать видимую руку и невидимую руку», добиваться эффективного сочетания деятельности рынка и правительства. Иными словами, государственные структуры должны в необходимых случаях обеспечивать стабильность в обществе и справедливость в вопросах распределения, регулируя и сдерживая рынок.

Следует   сказать, что такой подход пока приносит Китаю  желаемый результат, позволяя в целом удачно продвигать свои экономические интересы, в том числе в кризисные периоды.  Однако все же нельзя исключать, что у внешних наблюдателей может возникнуть вопрос  о реальности  упомянутого Си Цзиньпином «сочетания морали и рынка» в международной «рыночной игре», где речь идет о больших деньгах и «выигрыше». Как правило, в  такой обстановке «мораль отдыхает». И все-таки в любом случае нельзя не признать, что высказанные оценки, инициативы и упомянутая  декларация выглядят как  удачный ход  Пекина с позиций «мягкой силы».

В целом китайские эксперты рассматривают содержательную часть выступления и сделанные Си Цзиньпином предложения на 70-й сессии генассамблеи ООН как «обновление  взглядов Китая на международный порядок, привнесение новых идей и перспектив в развитие современных международных отношений».

Как известно, участие Си Цзиньпина в работе  сессии Генеральной ассамблеи ООН совпало с его государственным визитом в США. По словам китайского министра иностранных дел Ван И, прошедшие в ходе госвизита  переговоры Си Цзиньпина с Б.Обамой «подняли на новую высоту отношения нового типа между Соединенными Штатами  и Китаем как крупными государствами». А по  признанию американского президента, «в XXI веке американо-китайское сотрудничество оказывает самое сильное влияние на ход мирового развития».

Вечером 22 сентября с.г., т.е. в день прибытия Си Цизньпина в США,  состоялась так называемая  «встреча  без галстуков» в узком формате,  которую Си Цзиньпин назвал «осенней беседой в Белом доме». На ней оба лидера подтвердили  курс на углубление  стратегических контактов между странами.  На следующий день  после девятичасового общения китайский и американский руководители согласились «правильно учитывать  стратегические планы сторон, непрерывно наращивать  взаимное стратегическое доверие,  не допускать стратегических ошибок в понимании и действиях».[2] Возможно, поддержка Пекином (уже после визита Си  в США) руководимого из Вашингтона Транс-Тихоокеанского партнерства также явилась результатом одной из договоренностей, достигнутых в ходе сентябрьского саммита.[3]

Стороны обсудили вопросы «активного взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и согласились развивать  сотрудничество в Африке», а также  согласовывать планы по ядерным программам Ирана и Северной Кореи. Была достигнута договоренность относительно ускоренной подготовки двустороннего соглашения по инвестициям, расширению сотрудничества в области источников энергии, науки и техники, авиации, инфраструктурного строительства, сельского хозяйства и здравоохранения. Особо обсуждалась тема поощрения инновационного сотрудничества  между регионами и предприятиями, которые должны «непрерывно увеличивать «пирог совместного выигрыша». На этих переговорах Китай и США решили учредить «двусторонний механизм регулярного диалога по экономическим вопросам», а также приняли совместное заявление по вопросам противодействия  изменению климата. Последнему документу китайская сторона уделила особое внимание в своих комментариях.

В целом, по словам Си Цзиньпина,  двусторонние отношения будут и дальше наполняться конкретикой по пяти основным направлениям: регулярные обмены на высоком уровне; деловое сотрудничество; тесные гуманитарные связи; углубление диалога и  взаимодействие в Азиатско-Тихоокеанском регионе; совместное реагирование на глобальные и региональные вызовы.

Что касается весьма болезненных для китайско-американских отношений вопросов кибербезопасности  и ситуации в Южно-Китайском море, то, как отметил Ван И,  по ним стороны пришли к согласию  решать  проблемы, «взявшись за руки» и  «превращая точки расхождения в точки сотрудничества».

В то же время вызывает некоторое удивление,  что в выступлении председателя Си Цзиньпина  отсутствует оценка острой  ситуации на Ближнем Востоке, той опасности, которую несет экспансия ИГИЛ, а также тех внешних сил,  по сути, способствующих  разрастанию военного пожара в регионе. Между тем, исламские экстремисты  уже  открыто предъявляют территориальные претензии в китайском Синьцзяне, где не затухает террористическая активность  сепаратистов. К тому же, не исключено, что ИГИЛ способно инициировать активность террористических групп и в других районах Китая.

Поэтому сегодня, как никогда, совершенно очевидна необходимость  активного подключения всех государств к международной «антитеррористической коалиции» в целях формирования «равной и неделимой безопасности не для избранных, а для всех».[4]

[1] Си Цзиньпин. Взявшись за руки строить новое партнерство, предусматривающее сотрудничество и общую выгоду, в единстве создавать общую судьбу человечества. (Xieshou goujian hezuo gongying xin huopan tongxin dazao renlei mingyun gongtongti)./ Жэньминь жибао, 29.09.2015.

[2] Ван И. Самые сильные звуки эпохи мирного развития, сотрудничества и общего выигрыша. (zouxiang heping fazhan, hezuo gongying de shidai zuiqiangyin). Жэньминь жибао, 30.09.2015

[3] China cautiously welcomes Trans-Pacific free trade deal. / http://www.bbc.com/news/world-asia-34451326

[4] Путин В.В. Выступление на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Нью-Йорк. 28 сентября 2015 года./ http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385

 

Константин Анатольевич Кокарев
Группа советников директора
главный советник директора
доктор исторических наук
 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован